Наталья РОМАНОВА: «Надо больше доверять детям!»

РегионЭксклюзив

Наталья РОМАНОВА: «Надо больше доверять детям!»

Она — основатель, бессменный руководитель, автор уникальных методик и идейный вдохновитель первого в стране Детского музыкального театра. За 20 лет ее Школа мюзикла «Ревю» помогла раскрыть таланты тысячам выпускников, собрала богатый урожай наград и получила признание на международном уровне. Наталья Романова рассказала корреспонденту МЛЫН.BY о своей работе с детьми, творчестве, мечтах и секретах счастливой жизни.

—  Наталья Борисовна, вы помните, как все начиналось? Откуда вообще взялась идея создать музыкальный театр?

— Все начиналось с малого. И стало девизом нашего театра: «Все начинается с малого». Будучи маленькой девочкой, я занималась музыкой, пела в хоре, и мне тогда очень не хватало каких-то движений, артистизма. Мне казалось, что я нелепо выгляжу на сцене, и я мечтала, чтобы кто-нибудь мог бы подсказать — как правильно. Думала: а хорошо бы, если бы мне помогли, как в сказке: появляется такая атмосфера, команда, которая из простого человека может сотворить нечто необыкновенное, интересное, харизматичное. Об этом думала еще в детстве. Закончила сначала музыкальное училище, а потом и университет культуры и поняла, что работать с детьми — мое. Моя мама педагог, бабушка напрямую связана со школьным и дошкольным образованием. Я попробовала, и у меня не просто получилось, а очень удачно получилось: появились награды различные, признание как педагог. В первую очередь — вокалист. Я видела еще, когда училась в университете, что проекты мои имеют успех, значит — надо продолжать дальше. Поняла, что пришло время воплощать в  жизнь свою детскую мечту. Такие мысли всегда были на уровне подсознания, но именно мои первые успехи стали толчком к созданию подобного проекта.

— То, что создано за все эти годы, — предел мечтаний? Или остались нереализованные задумки?

— Если бы я разучилась мечтать, я бы разучилась и творить, и развиваться. Это, конечно, не предел мечтаний. Мне бы хотелось, чтобы развивалась сама идея театра. Она приносит людям пользу. Я вижу, как растут и совершенствуются дети, как они обучаются добру, творчеству, — этого так не хватает в сегодняшнем мире, где люди зачастую озлоблены. У нас на представлениях и со зрителями в зале происходит некая трансформация. Мы видим их эмоции: как будто даем людям таблетку добра. Приходит понимание, что работаем в правильном направлении. Конечно, хотелось бы, чтобы и в дальнейшем, даже если какие-то мои личные планы изменятся, театр развивался. При этом не только в Минске, но и за его пределами. Мне бы хотелось создать первую детскую Академию мюзикла на постсоветском пространстве. Этот жанр уникальный! Но, к сожалению, в нашей стране к нему пока относятся несколько скептически, плохо с ним знакомы. Надеюсь, что скоро ситуация изменится.

— Сегодня многие родители хотят, чтобы их дети творчески развивались чуть ли не с младенческого возраста. Появились всевозможные студии, театры, школы, центры… Как вы выживаете в таких условиях?

— Мы просто делаем свое дело и не боимся конкуренции. Мы первые на рынке внешкольных услуг такого формата. Это частный музыкальный детский театр. Всеми нашими разработками пользуются и наши коллеги. Конкуренция не страшна, когда команда уверена в себе. Детей хватает. Самое главное — чтобы в нашей сфере не было антирекламы. Потому что, действительно, создается много коллективов-однодневок. Несерьезно подходят к этому взрослые люди. Соответственно, таким образом, мешают хорошим коллективам: можно сказать — делают антирекламу в нашей сфере. За мой век много открывалось музыкальных театров и многие закрывались, буквально не проработав и года. Поэтому я не боюсь конкуренции. Я думаю, как дальше развивать театр и делать свое дело.

— Современных детей и подростков часто ругают: дескать, мы такими не были, с ними очень трудно найти общий язык…

— Я не могу сказать, что они сложные. Они привыкли общаться со взрослыми на равных. Просто мы с какой-то такой своей позиции воспринимаем детей как низшую прослойку. Почему-то взрослые считают, что мы должны ими командовать, руководить, навязывать свою точку зрения. Мое мнение такое: взрослые не совершенны, и, наверное, именно в поступках и каких-то мыслях детей есть некая подсказка — что нужно делать  взрослому. Нужно прислушиваться к мнению ребенка, потому что он чист. Его мир, его мозг еще не засорены, как у взрослых, и они подскажут, что ему нужно. Надо больше доверять детям! Вот и все. Как только мы начнем с детьми общаться на равных — с позиции коллеги, друга, тогда и будет взаимопонимание, и прекрасные взаимоотношения, и успех. И еще что касается детей: с ними надо играть. Играть бесконечно. Да что говорить о детях — родители активно включаются в любые наши интерактивные игры, и с большим удовольствием вовлекаются в этот процесс. Мы, взрослые, просто не доиграли. Тем более в наш такой активный век, когда забывается, что такое прятки, что такое игра на улице, — детям этого просто не хватает. А театр — это мир игры. Через игру детям преподносится материал, и они очень активно его схватывают.

— Дети детьми, но и с современными родителями тоже не все так просто. Не каждый готов смириться с мыслью, что его ребенок гарантированно не станет «звездой».

— Все люди абсолютно разные. Родители наших детей — уважаемые и, как правило, постоянно занятые. И я, как занятой человек, постоянно наблюдаю за успехами  своего сына: Антону 12 лет исполнилось, и у меня иногда возникает чувство вины, что я где-то не доработала, не уделила достаточно внимания, не доучила именно его. И я, конечно же, ищу различные варианты: кто бы мне мог помочь? Думаю, именно по этой причине родители изначально обращаются к нам: за помощью. Потому что, опять же, в этот суматошный век они просто физически не успевают успеть все и некие свои обязанности перекладывают на нас. Да, многие считают: мы оплатили обучение — вы нам должны. К сожалению, это не совсем так. Родителей никто не отменял, и в любом случае основы воспитания закладываются в семье. Сколько бы мы это ни обсуждали. Семья и — в первую очередь — личный пример родителей. Педагоги, конечно, могут дать некое вдохновение, новое направление развития, ориентир, но все равно изначально все исходит от семьи. Поэтому родителям я всегда советую не снимать с себя полномочий. Творчески развить ребенка мы поможем: и выявить его способности, и попытаться реализовать их — они есть у каждого без исключения. Но родители не должны себя сбрасывать со счетов, должны выделять время для своих детей.

— А у вас не было соблазна направить все силы на развитие таланта только своего сына? Ставить под него спектакли, давать главные роли, сделать его «звездой»?

— Звездой — нет. На данном этапе я даю ему возможность все попробовать. Он ищет себя, и я не возражаю. Чем он желает заниматься — тем и занимается. Сейчас он увлечен диджеингом, практикуется  в студии, гоняет на картинге, занимается английским языком… И если что-то найдет для себя новое, я, конечно же, всячески его буду поддерживать и направлять. Мое основное условие: начал — закончи. Не просто перепрыгивай с кочки на кочку, а доведи дело до логического завершения. Для того, чтобы понял, осознал этот путь: это твое или не твое. А театр сын посещал всегда, и выступал на сцене. У него это успешно получается: у Антона абсолютный музыкальный слух, и, конечно, было бы большое музыкальное будущее. Он по сути своей актер и вообще неординарный парень. За чтобы он ни взялся — у него все получается. Но пока, как он сам выражается, «не публичная личность». Пусть пробует. Если захочет стать актером — я ему в этом тоже помогу. А «звездой» — нет. Я заметила, что детям, которые полностью реализуются в детстве, не хватает запала на взрослую жизнь. За 20 лет работы появилось у меня такое мнение. Я считаю, что все должно гармонично складываться, развитие должно быть постепенным. Если ребенок в каких-то моментах не дотягивал в детстве, не полностью себя проявил, то у него остаются силы на взрослую жизнь. Там он обязательно себя проявит. Потому что все наши желания идут из детства.

— А почему вы решили заниматься именно мюзиклом? Мягко говоря, это не самый легкий жанр даже для состоявшихся актеров, а у вас дети на сцене творят настоящие чудеса.  

— Во-первых, я сама воспитана на детском мюзикле. Сейчас, к сожалению, многие фильмы советского периода незаслуженно забыты. Это же музыкальные фильмы-мюзиклы! Тот же фильм Рыбникова «Про Красную Шапочку», и «Приключения Петрова и Васечкина», «Мама», «Мэри Поппинс, до свидания» — можно бесконечно их перечислять. А какие замечательные мультфильмы были у нас в детстве! Это же все мюзикловые вещи! И как же можно отделить музыку от движения? Ведь одно без другого — ничто. Я, как вокалистка, могу сказать одну вещь: если тело не поет — не поет и голос. Его нет. Должна работать каждая клеточка организма — это наш инструмент. И надо быть убедительным на сцене, ярким, харизматичным актером. Это все дает мюзикл — жанр музыкального театра. Это синтез трех направлений: курсы актерского мастерства, хореография, вокальная студия для детей. Сейчас уже никто на сцене не удивит только лишь хорошим голосом. Если человек ничего из себя не представляет внешне, не харизматичен, не интересен как личность, то какой бы у него ни был голос — его не будут слушать. Потому что фальши на сцене никто не любит.

— Вы принимаете в свой театр только детей из столицы?

— У нас уникальные дети воспитываются. Многие приезжают из пригорода: из Фаниполя, из Мачулищей. Звонят, спрашивают: а можно мы будем к вам приезжать? Желание у людей есть. Из Борисова к нам ездят, а она одна семья попросту переехала в столицу, чтобы ребенку было удобнее посещать наши  занятия.

— Так может, пришло время подумать об открытии филиалов вашего театра мюзикла в райцентрах Минщины?

— Я думаю, мы начнем не с филиалов, а с неких мастер-классов. У меня есть планы в следующем году организовать фестиваль музыкальных театров и учредить детскую премию. Это очень интересный проект, и я надеюсь, у нас он получится. И в его рамках мы проведем мастер-классы, благодаря которым будет популяризироваться наша школа и школа мюзикла в целом. В этом проекте смогут поучаствовать все дети Беларуси и не только. Если у нас все получится, вот тогда мы будем говорить о так называемых филиалах. Потому что наших педагогов уже много. Они по всей стране разъехались, живут. Мы их учим, в определенный период они меняют свои жизненные планы — выходят замуж и т.д. — и уезжают. То есть потенциал для открытия таких филиалов есть. Но мы хотели бы узнать, насколько они будут нужны.

— Неужели за столько лет вам не наскучила ваша работа? Вы не устали? Не возникает желания заняться чем-то другим?

— Многие люди говорят, что работа с детьми — это не престижно. А я считаю, что это самое лучшее, что может быть в нашей жизни. Это почетно, достойно, и я наслаждаюсь своей работой. Дети — самые чистые, самые добрые, самые искренние создания, и мне очень нравится плавать в море их признания, любви, обаяния. Ничего другого я не хочу. У меня просто такая работа: не скучная и любимая, а это для каждого человека важно. Через любимую работу я реализую все свои планы. Чего ни коснись. Хотела быть художником-модельером — я могу сейчас в своем театре реализоваться как художник по костюмам. Хотела стать вокалистом — пожалуйста! Хотела стать бизнес-леди так называемой — я могу реализовать сейчас свои интересные бизнес-проекты. Написать книгу — пожалуйста. Да все что угодно! Моя работа настолько интересная и многогранная, что устать от нее невозможно. Можно просто физически устать, но не от своего любимого дела. Если я чувствую, что моя энергия в какой-то степени иссякла, — мне нужно что-то поменять. И вот пожалуйста: учреждаю новый конкурс или еду учиться. Жизнь только на театре не останавливается. Я в нем подпитываюсь, нахожу новые идеи, мысли и новые проекты.

Алена КОРЕНЕВСКАЯ

Фото из личного архива Натальи Романовой

http://www.mlyn.by/2017/10/natalya-romanova-nado-bolshe-doveryat-detyam/

 

Обратная связь
ИЛИзадайте вопрос в соц. сетях
Хочу в Ревю!
2019/2020