Как непокорным искателям помогает выйти из кризиса… музыкальный театр? Наталья Романова, художественный руководитель Детского музыкального театра «РЕВЮ», поделилась своим опытом педагога и мамы.
Подростковый возраст это своего рода кризис. И начинается он у наших детей сегодня довольно рано. Будучи мамой 10-летнего «юноши», я уже сейчас, не понаслышке, узнаю, что такое «взлеты» и «падения» подростковых настроений, противоречия, «буря эмоций». И мне очень хочется сохранить с моим Антоном открытое, доверительное общение, которое было в нашей семье всегда. В этом мне помогает то, что мой ребенок – тоже часть команды театра. Заниматься мюзиклом было самостоятельным, осознанным выбором Антона, и я, наблюдая сына со стороны, могу сказать, что благодаря театру он преображается: становится инициативным, ответственным, раскрывается и превращается в общительного человека.
Интереснее, чем в школе
Мои друзья и знакомые родители в один голос говорят о том, что школа как таковая (не только система образования и оценки) переживает кризис. И дети, и родители меняются быстрее, чем когда-либо, и школа просто не успевает давать адекватные «ответы» на новые задачи. Поэтому творческое занятие вне школы, коллектив вне привычной системы школьных связей помогает подростку расширить границы и здорово поднимает его «уравненную» школой самооценку. «Родители нашего театра» делятся, что их дети считают театр «интересным сообществом», в котором у них свой язык общения, много творчества и новые социальные роли. Эта креативная «избранность» дает ребенку много живого общения на самые разные темы (работа над текстом, ролью требует сравнения своего жизненного опыта с опытом других, более широкого кругозора). И еще, конечно, театр – это новые, «внешкольные» друзья, раскрывающие горизонты мира подростка. А еще театр отвлекает от сомнений и проблем «рутинной» школьной жизни.
«Выход» для эмоций
Чаще всего в разряд «трудных» попадают эмоционально ранимые и чувствительные дети. Пытаясь «закрыться» от мира, они накапливают «критическую массу» эмоций, а место для их выхода найти очень сложно. Вот и вырывается эмоциональный «коктейль» протестом, бурей, нестабильностью. Актерское мастерство, как ни что другое, помогает осознать эмоции и научиться ими управлять, учит адекватно оценивать ситуацию, выбирать тип реакции. Для подростков это — настоящая сокровищница способов поведения! Кроме того, публичные выступления для наших артистов – это всегда эмоциональный «накал», который позволяет по-максимуму «выложиться», проявить себя и свой внутренний мир.
Снятие телесных блоков
Маленький человек становится большим. В этот период совсем нелегко управлять не только эмоциями, но и своим меняющимся телом. «Зажимы» эмоциональные в этом возрасте быстрее, чем когда-либо, превращаются в телесные. Проработать
и снять эти блоки помогают актерское мастерство и хореография (и классическая, и современные направления). Ну и, конечно, театр закладывает в юное тело основы красивого движения и правильной осанки, умение «нести себя»: наши дети не сутулятся J, а если серьезно — им легче продвигать себя в мире, потому что они не ощущают жестких телесных границ.
Доверие миру
Подросток начинает видеть мир не только в красках, но и в тонких оттенках. И эти оттенки, порой, приносят разочарование. Быстро изменяющаяся картина мира способна и взрослого вогнать в депрессию, не говоря уже о ранимых наших детенышах. Занятия в театральном коллективе учат Доверию. Ловить эмоцию и реакцию партнеров по сцене, придерживаться одних и тех же ценностей, «чувствовать плечо», полагаться друг на друга. Более открытые эмоционально, наши подростки легче добиваются успеха в общении и во взрослой жизни.
Выход из скорлупы
Маленькие дети, если им не ставить рамки, совершенно открыты миру эмоционально. Но к подростковому возрасту у каждого растущего человека формируется свой «набор» колючек и панцирей. Театр учит их «выходить из скорлупы», что особенно важно в отношениях детей и родителей. Не только общаться, хотя это и важно, но и преодолевать себя, чтобы «раскрыться» перед родителями-зрителями. Делать с родителями общее дело: родители нашего театра активно вовлечены в творческий процесс, помогают в подготовке выступлений, спектаклей, конкурсных номеров… они первые зрители, они вовлечены в жизнь своих подростков, и это так замечательно – видеть, как растет в семьях взаимное доверие, и рождаются качественно новые отношения, которые сохранятся на всю жизнь.
В заключение хочу сказать: подростки сами по себе не трудные J, просто ИМ трудно. Так непросто найти себя, свое качество и позицию во взрослом мире. И я счастлива, что у меня есть возможность помочь маленьким и взрослеющим людям делать первые шаги на этом пути: неслучайно девиз нашего театра – «Всё начинается с малого»…