«Не ждите благодарности и боритесь за свое пространство»: бизнес-леди о балансе работы и личной жизни
Наталья Романова развивает свой бизнес — Академию мюзикла РЕВЮ — уже 21 год. За это время она сделала выводы о том, как балансировать между работой и личной жизнью, что для нее означает успех и как выстоять в бизнесе много лет. Мы предложили ей поделиться своими наблюдениями.
— Мы на каждом шагу слышим про мотивационные «истории успеха», но к данному понятию я отношусь весьма спокойно. Замечаю: кто-то так погружен в бизнес, что и елку на Рождество не успевает поставить. Как я могу ориентироваться на такого «успешного» человека?
⇒ Читайте также: «Детей хватит на всех». Как создать проект длиною в 20 лет — история Академии мюзикла
С годами видишь насквозь, кто не наигрался в бизнес. А еще несмотря на кажущуюся загрузку, с опытом понимаешь, что ты вполне заменимый человек. Но мы не можем остановиться: как старухе в «Золотой рыбке», нужно больше, больше. А для счастья нужна чистота восприятия и незахламленность. В юности у меня была чашка кофе, глазированный сырок, и тогда я была самой счастливой, наслаждалась процессом. Вот это состояние настоящее, беззаботное, оно бесценно. Как его практиковать сейчас?
Вот к каким правилам в бизнесе я пришла.
1. Берите паузу, делегируйте полномочия. Человек за свою жизнь может поменять не одну профессию. Когда-то это было признаком нестабильности — сейчас это норма. Действительно, однажды наступает период усталости, опустошения, и это нормально и свойственно простому человеку. Но что поделать?
Поймите, от чего вы устаете. По-моему, это сигнал, что надо менять что-то к лучшему. Сам бизнес менять не нужно — трансформируйте концепцию, видение. В конце концов, поменяйте «дом, в котором живете» — смените обстановку, локацию рабочего места.
⇒ Читайте также: Михаил Лабковский: «Вы идиоты — убивать половину своей жизни на нелюбимой работе?
2. Путешествуйте. Даже день-два отсутствия в городе — и мозг переключится. Это замена недельному отдыху на работе. Полная перезагрузка и новый эмоциональный заряд.
3. Личный ассистент как выход из операционки. Не думаю, что кто-то из руководителей может позволить себе отложить телефон на денек. Однажды я попыталась — уехала в другую страну, отключила телефон. Потом выяснилось, что в это время к нам приехало восемь пожарных машин на воспламенение какой-то лампочки. Вот, пожалуйста, знак: ты не должна расслабляться, раз взялась за это дело — делай. Сейчас у меня четыре помощника, которые в том числе организовывают мое время.
4. Придерживайтесь системы и порядка. Я готова к новым свершениям, если есть идеальный порядок в доме и на рабочем месте.
5. Выходные — это святое. С этого года воскресенье у нас — выходной. Важно, чтобы этот день педагоги и дети проводили с семьей. Ведь чем больше накапливается личных недоработок, тем более мы ощущаем дискомфорт в работе. Знаю, что значит беспокоить человека во время выходного, он настроен на другую волну. Все это вызывает раздражение, отторжение.
6. Учитесь спокойно воспринимать информацию. Помните, что конечный результат и то, каким он должен быть, знает только собственник компании и любая трансформация видения не смертельна и поправима.
7. Разговорам на личные темы — свое время. Это не значит, что меня не интересует личная жизнь сотрудников и то, чем они дышат и как живут. Понимаю, что такие моменты и составляют настроение команды. Поэтому для нерабочих вопросов — кофе-паузы. Собрания сотрудников проходят по графику в одно и то же время. Все знают, когда к ним готовиться, чтобы решить все вопросы.
8. Не ждите эмоциональной отдачи от сотрудников и слов благодарности. За все 20 лет в бизнесе никто из них не был у меня дома, ни с кем я не обсуждаю личные дела. Ты изначально себя обрекаешь на одиночество, критику и, нарушив субординацию с сотрудниками, зачастую проигрываешь. Все слабости руководителя будут использованы против вас. Когда ты со своими интересами остаешься один, ровно в этот момент телефон замолкает.
9. Ориентируйтесь только на свою планку. Мой ориентир — это реализовываться самой, не мешая и не ущемляя интересы других людей и открывая им возможность личной реализации. Не пытайтесь угодить всем. Все, что вы делаете, вы делаете в первую очередь для себя.
Вы начинаете свой бизнес в одиночку и заканчиваете его, как ни странно, тоже в одиночку.
10. Никто не может понять руководителя лучше, чем другой руководитель. Люди, которые занимаются бизнесом, чувствуют друг друга, несмотря на высокую занятость и отсутствие ежедневных встреч. Возможно, это не систематическое поддержание отношений, но присутствует ощущение, что ты всегда получишь поддержку.
Не пропустите
Большие деньги. Узнай кто и на чем сможет заработать сегодня и завтра
11. Не нужно рваться, решать кучу дел. Ко всем вопросам относитесь спокойно, без суеты, без истерики, что нужно все успеть. Делайте в свое удовольствие.
12. Боритесь за свое личное пространство, оставайтесь наедине с собой. В этот момент и приходит истина — относительно и личной жизни, и работы. У меня есть ритуал: каждый мой день начинается с чашки кофе в одиночестве, когда все домашние спят. Это момент концентрации, я настраиваю себя на будущий день. Продумываю, что приготовлю на завтрак, какая будет прическа, что будет на мне надето, какие встречи проведу.
13. Четко устанавливайте правила. Когда клиенты и сотрудники чувствуют, что к ним предъявляются одинаковые требования и нет особенных случаев (по принципу «Ничего личного — только бизнес»), возникают порядок и спокойствие. Несмотря на дружбу и личные симпатии, в рамках бизнеса советую действовать согласно договоренностям.